Психологическая травма у детей

Трубицына Л. В. Дети и психологическая травма.

(В сб.: Социально-психологические технологии профилактики, выявления и преодоления жестокого обращения с ребенком в семье. – М.: МГПИ, 2010, - сс. 45 – 55.)

     Психологическая травма может возникнуть после перенесения человеком чрезвычайных ситуаций, выходящих за рамки нормального опыта: дорожно-транспортные происшествия, природные и техногенные катастрофы, вынужденное переселение, военные действия, насилие против личности, лишение свободы, внезапная потеря близких, резкая смена социального статуса, тяжелая операция и т.п.

     Конечно, со многими ситуациями с течением времени мы справляемся сами. Но иногда человеку кажется, что его мучительное состояние вполне естественно после пережитых событий, от которых никто не застрахован. Однако если оно длится больше одного-двух месяцев - это уже не естественно и означает, что организм требует помощи извне. Может быть полезно обратиться за консультацией к психологу при наличии после травмирующего события хотя бы двух из нижеперечисленных признаков: нарушения сна, повышенная раздражительность или вспышки гнева, затруднения при необходимости сконцентрировать внимание, рассеянность, повышенная тревожность, вздрагивание или испуг в ответ на внезапные звуки, окрики, звонки и т.п., неадекватная эмоциональная реакция на все, что как-то может напомнить об обстоятельствах травмы, навязчивое возникновение в памяти различных аспектов травмирующих событий, чувство отчужденности, отстраненности от всех окружающих, ощущение отсутствия завтрашнего дня, ощущение отсутствия всех эмоций.

     Как и взрослые, дети могут сильно реагировать на различные психологические травмы. Однако нельзя впрямую переносить на детей данные об особенностях переживания психологической травмы, полученные из наблюдения за взрослыми, как опасно и интерпретировать их поведение, исходя из значения тех или иных реакций и поступков для взрослых.

     Прежде всего, надо учитывать, что в разном возрасте разные ситуации и события могут восприниматься как травмирующие. Нужно учитывать, что реакция детей может зависеть от реакции на событие взрослых, от того, какие объяснения событию дают взрослые. Так, застревание в лифте может оказаться для ребенка забавным приключением или смертельной опасностью, в зависимости от того, как реагируют и что говорят находящиеся рядом люди. В то же время, уже в дошкольном возрасте дети могут уже по-своему относиться к происходящему и интерпретировать те или иные события, что может вести к тяжелым эмоциональным переживаниям в тех случаях, которые могут казаться взрослым «пустяками». Так, иногда утрата любимой игрушки может восприниматься ребенком почти как потеря близкого человека, а зарезавший курицу человек городским ребенком может быть воспринят как «маньяк-убийца». В то же время, некоторые события, представляющиеся ужасными и травмирующими взрослым, могут оказаться «незначительными» для ребенка, иногда просто в силу недостаточного понимания происходящего. (Для ребенка болезнь под названием «рак» может звучать не страшнее, чем «свинка»).

     Очень важно быть внимательным к изменениям поведения и эмоционального состояния ребенка. Далеко не всегда дети говорят и даже не всегда могут рассказать о своих переживаниях, поэтому прежде всего наблюдения за ними могут помочь нам понять, что пережитое событие оказалось для ребенка травмирующим. В целом можно отметить, что наиболее характерными чертами реакции ребенка на травму является так называемый возрастной регресс - возвращение к формам поведения, характерным для ребенка более раннего возраста - и обострение всех «негативных» черт, характерных для данного (или несколько более раннего) возраста.

     Но все же рассмотрим основные проявления психологической травмы в зависимости от возраста ребенка, так как в разном возрасте дети могут по-разному реагировать на перенесенную психологическую травму.

Младенческий возраст (0-1 год)

     По-настоящему в полной мере мы не можем говорить о психологической травме у детей этого возраста. Пожалуй, таковой является потеря человека, обеспечивающего уход за ребенком (прежде всего, матери) или отсутствие адекватного ухода за ребенком. Это скорее не психологическая травма, а нарушение условий, необходимых для выживания и развития ребенка. Нередко дети сильно реагируют на состояние человека, обеспечивающего уход за ними (матери), т. е. испытываемое матерью психологическое неблагополучие или переживаемая ею травма может сильно сказываться и на состоянии ребенка. Признаками психологического неблагополучия у детей («травмы») могут служить следующие особенности ребенка:

      ребенок все время плачет или впадает в истерику (безудержно плачет и кричит);

      не проявляет интереса к происходящему или пугается окружающих людей;

      плохо ест или спит;

      постоянно качает головой или раскачивается вперед-назад всем телом;

    не «гулит» и не «лепечет»;

   возвращается к поведению, характерному для более раннего возраста, утрачивает уже появившиеся умения (перестает делать попытки ходить, говорить);

    может запаздывать появление определенных реакций и действий (улыбки, сидения, ходьбы, речи).

Что делать взрослым

     Самое главное – обеспечить нормальную ситуацию, необходимую для развития ребенка. В первую очередь необходимо установление контактов между ребенком и взрослым, обеспечивающим за ним уход. Очень важны для ребенка тактильные контакты, через которые в первую очередь у ребенка формируется чувство безопасности. Ребенка следует чаще брать на руки, разговаривать с ним, стараться устанавливать контакт глазами, играть. При нормализации ситуации развития, обеспечении необходимого ухода за ребенком и контактов со взрослым восстанавливается ход нормального развития ребенка. Помните, что ребенок часто реагирует на эмоциональное состояние матери, или другого взрослого, обеспечивающего уход за ним. Поэтому прежде, чем успокаивать ребенка, успокойтесь сами.

Раннее детство

     В этом возрасте также число травмирующих для ребенка ситуаций довольно ограничено. Это потеря близкого (таких людей еще немного: это могут быть родители, бабушка, дедушка, братья, сестры, причем только в тех случаях, если ребенок проводил с этим человеком много времени и между ними установились теплые эмоциональные отношения), агрессивное поведение по отношению к ребенку, вызвавшее у него сильный страх или боль. Выраженное переживание психологической травмы матерью также может вести к возникновению соответствующих реакций у ребенка. В некоторых случаях у более старших детей травмирующей может быть ситуация физического насилия и агрессии по отношению к матери на глазах у ребенка.

     Но все-таки в этом возрасте особую роль играет еще восприятие. В основном помнить себя человек начинает позднее - лет с трех. Так что говорить о длительных хронических последствиях психологической травмы (так называемой посттравматической стрессовой реакции) в этом возрасте еще рановато. Отдельные кратковременные травмирующие события ведут к довольно кратковременным реакциям на травму с восстановлением нормального развития при нормализации ситуации. Длительные же неблагоприятные условия искажают весь процесс нормального развития ребенка, и здесь говорить просто о «травме» было бы слишком сильным преуменьшением.

     Основные проявления психологической травмы в раннем детстве:  

     частый длительный плач;

   монотонные движения (ребенок подолгу раскачивает головой или сидит и качается взад-вперед);

    возвращение к поведению, характерному для более раннего возраста, утрата уже возникших навыков (перестают говорить, ходить);

     запаздывание в развитии;  нарушения сна, аппетита;

     избегание контактов с людьми, боязнь посторонних;

    недифференцированные реакции страха, тревоги;

    двигательное возбуждение или заторможенность;

    агрессивное поведение.

Что делать взрослым

    В случае если ребенок начинает вести себя как более маленький, вы также можете обращаться с ним как с более маленьким. Не пугайтесь, «утраченные» навыки возникнут снова. Следует больше времени проводить с ребенком, чаще брать на руки, разговаривать, играть. Кстати, напомним, что хорошо успокаивает детей негромкое спокойное пение (например, колыбельные песни). Еще раз напомним, что дети часто реагируют на событие опосредованно, реагируя на реакции взрослых, поэтому в присутствие ребенка постарайтесь поддерживать спокойную обстановку. И не забывайте про привычный для ребенка режим дня!

Дошкольный возраст (3 - 6 лет)

    Начиная с дошкольного возраста уже самые разные события могут оказываться психологически травмирующими для ребенка. В этом возрасте складывается совершенно новая социальная ситуация – отделения от взрослого, ребенок живет вместе со взрослыми, но уже ищет место в мире взрослых. Ведущая деятельность – ролевая игра, в которой ребенок и осваивает жизнь взрослых. Развивается произвольность, появляются первые элементы самооценки, самосознания. При этом мышление является эгоцентричным. Травмирующим для ребенка уже может быть все, что разрушает привычный мир, который уже ограничен не только семьей ребенка, но и включает некоторых сверстников и взрослых (например, воспитателей в детском саду). Причем в этом возрасте травматичность события уже определяется субъективной интерпретацией события, хотя эта интерпретация еще в значительной мере определяется находящимися рядом взрослыми.

    Но именно в этом возрасте взрослым часто трудно понять, что для них и для детей разные события или разные детали происходящего могут иметь травмирующее значение. (Так, для ребенка нередко укол может быть гораздо страшнее болезни, потеря кошки - страшнее потери квартиры и т. д.) При этом надо учитывать, что дети часто дают очень фантастические объяснения произошедшего, не случайно часто говорят «мифологическом» мышлении детей. Ребенок совершенно искренне может считать, например, что бабушка заболела, потому что он плохо себя вел. Такое мифологическое мышление может усиливать травматичность события, т. к. ребенок может считать себя виновником произошедшего. Нужно учитывать, что при всей «мифологичности» своего мышления, дети еще и страшные буквалисты. Они еще часто не понимают переносного значения многих выражений, шуток, метафор, воспринимая их буквально. И взрослые далеко не всегда могут предугадать, как именно будут восприняты ребенком их слова. Так, если ребенку слышит об умершем, что тот «ушел», он воспринимает это буквально и ждет «возвращения».

    В дошкольном возрасте реакции детей на травму могут быть уже более разнообразными. Они могут быть похожими и на реакции детей более младшего возраста, и на реакции взрослых, и включать очень своеобразные черты.

    Для детей дошкольного возраста наиболее типичными последствиями травматических ситуаций являются регрессивное поведение (энурез, страх разлуки с родителями, страх перед незнакомыми людьми, утрата имевшихся навыков), раздражительность. Могут наблюдаться тревожно-фобические реакции на фоне депрессии и соматических дисфункций.

     Симптомы психологической травмы после сексуального насилия у дошкольников — тревога, боязливость, спутанность чувств, чувство вины, стыда, отвращения, чувство беспомощности, испорченности; в поведении отмечаются регрессия, отстраненность, агрессия, сексуальные игры, мастурбация.

    В дошкольном возрасте могут отмечаться плач, страхи, самостимуляция, расстройства сна с кошмарными сновидениями, энурез, избыточная активность и агрессивность или же замкнутость и пассивность, нарушения общения. Ребенку трудно концентрировать внимание, трудно учиться. Часто можно столкнуться с нарушениями игры: дети не играют или играют в «несмешные» игры, многократно повторяя в игре какие-то элементы травмирующего события и не получая от такой игры удовольствия. Часто в экстремальных условиях возможностей для игр не так много, да и прерывается передача игр по правилам между детьми разных возрастов. Взрослым не до игр. Но надо помнить, что в этом возрасте возвращение к нормальной жизни – это восстановление игровой деятельности. Лишив ребенка игр, мы усложним для него в дальнейшим освоение мира человеческих отношений, мотивов, ролей и т. д.

Что делать взрослым

    Обсуждайте с ребенком травмировавшее его событие. Выслушивайте ребенка, причем будьте терпеливы, если он пересказывает событие несколько раз – так он справляется с переживанием. Но помните, что дети готовы обсуждать событие, когда это удобно им, а не вам. Детям может не хватать слов для обозначения своих чувств – подскажите, помогите им назвать эти чувства. Старайтесь давать понятные и доступные ребенку, избегая двусмысленностей. Следите, чтобы ребенок не считал себя виновным в произошедшем. После пережитого страха не заставляйте ребенка оставаться одного, не ругайте, если он чересчур «цепляется» за взрослых. Будьте готовы честно отвечать на вопросы ребенка. Чаще говорите о том, что вы его любите, что позаботитесь о его безопасности. Не подвергайте ребенка повторным столкновением с событием, будь то по телевизору или присутствуя при эмоциональных обсуждениях произошедшего взрослыми. Если дети рисуют случившееся или играют в это – не запрещайте. Можете сказать, что вы понимаете их переживания, любите их, заботитесь о них. Будьте готовы к проявлениям возрастного регресса. Не ругайте детей и не фиксируйте особого внимания на нежелательном поведении (энурезе, заикании, плаксивости и т. д.). Постарайтесь придерживаться привычного режима. При появлении кошмаров и ночных страхов по возможности сделайте обстановку для сна ребенка более комфортной (зажгите ночник, положите с ребенком игрушку, оставьте открытой дверь в его комнату, можете какое-то время спать вместе). Тепло и ласка по отношению к ребенку должны сопровождаться твердостью в поддержании определенной привычной домашней рутины в жизни ребенка (например, времени отхода ко сну и приема пищи) и установлении границ допустимого в поведении ребенка (например, ограничение в просмотре телепередач, пресекание опасных игр, грубости и т. д.). Обеспечьте ребенку возможность играть (в том числе – с другими детьми). Если реакции ребенка сохраняются больше, чем на месяц, сильно выражены, если что-то вас особенно тревожит – обратитесь к психологу.

    Обратите внимание на собственное состояние и переживание. Если событие травматично для вас, вы также можете обратиться к психологу. Взрослому, который сам переживает психологическую травму, сложнее бывает оказать адекватную помощь своему ребенку. (Например, вам может оказаться сложно обсуждать это событие с ребенком, при этом справляться с собственными чувствами.)

Младший школьный возраст (7 – 11 лет)

    В младшем школьном возрасте социальная ситуация становится еще шире. У ребенка появляется свое место в мире взрослых, место, к которому уже с уважением и вниманием относятся и взрослые – место ученика. Ведущей деятельностью становится деятельность учебная. И не случайно, что после перенесенной травмы часто в первую очередь заметны нарушения именно учебы.

    Память и восприятие ребенка постепенно становятся все более опосредованными мыслительной деятельностью. Поэтому здесь особую роль приобретает интерпретация тех или иных событий уже самим ребенком. Но, как и у старших дошкольников, мы нередко можем встретить черты «магического» мышления, когда ребенок очень своеобразно объясняет произошедшее. И это может приводить к самым неожиданным для взрослым причинам страхов, чувству вины, появлению ритуалов и т. д. после травмирующего события. Иногда причину случившегося младшие школьники могут приписывать не только себе, но и кому-то еще или чьим-то дурным намерениям. Отсюда могут возникать чувства реально неадекватной обиды и неприязни к каким-то людям.

    У детей младшего школьного возраста на наличие проблем после перенесенной травмы указывают следующие признаки: ребенок постоянно плачет, дрожит или выглядит испуганным; погружен в самостимуляцию, (постоянно рас¬качивается вперед-назад или качает головой); у него наблюдаются расстройства сна: кошмарные сновиде¬ния, или бессонница, или чрезмерная сонливость; бывает ночное недержание мочи; отмечаются нарушения аппетита; могут наблюдаться различные расстройства самочувствия без видимых причин (головная боль, головокружение, боль в позвоночнике, раздражение глаз, расстройства пищеварения); ребенок проявляет агрессивность или ведет себя очень шумно и грубо во время игры; очень замкнут, слишком спокоен и послушен, ничем не проявляет свои чувства и желания или же подавлен и без¬различен; возвращается в определенных чертах поведения к более раннему возрасту (например, перестает контролировать мочевой пузырь); не может концентрировать внимание или запоминать усвоенное в школе; проявляет суетливость и неспособность завершить начатое де¬ло; проявляет раздражительность по отношению к окружающим и не может заниматься вместе с другими; боится окружающих и не доверяет им; все время думает о плохих вещах, которые, он уверен, случатся с ним в будущем. У детей старшего возраста появляются проблемы в учебе и обще¬нии. Им свойственны поведенческие нарушения от депрессии до агрессии.

    Для детей младшего школьного возраста после сексуального насилия характерны амбивалентные чувства по отношению к взрослым, сложности в определении семейных ро¬лей, страх, чувство стыда, отвращения, испорченности, недоверия к миру; в поведении отмечаются отстраненность от людей, нарушения сна, аппетита, агрессивное поведение, ощущение «грязного тела», молчаливость либо неожиданная разговорчивость, сексуальные действия с другими детьми.

    У младших школьников встречаются стойкие психические расстройства (в 1,5 раза чаще, чем у дошкольников) в виде тревожно-фобических, депрессивных, истероподобных, вегетативно-сосудистых и других соматических нарушений.

Что делать взрослым

    Слушайте ребенка, обсуждайте с ребенком случившееся. Покажите ребенку, что вы готовы отвечать на все его вопросы. Говорите с ребенком о своих и его чувствах. Давайте точную информацию, отделяйте ее от слухов. Говорите о своей любви к ребенку. Привычная безопасная обстановка, возвращение к привычной повседневной рутине быстрее помогают людям справиться с травмой. Будьте внимательны к страхам и тревогам ребенка. Не отрывайте надолго ребенка от школы, но будьте готовы к тому, что ребенок может испытывать сложности с учебой. Не запрещайте детям рисовать то, что произошло, играть в это, но вы можете помочь им, выражая словами то, что они изображают.

    Помните, что часто дети быстрее справляются с травмой, чем взрослые. Иногда дети могут избегать разговоров о произошедшем, если видят, что это тяжело взрослым. Помните, чтобы лучше помочь справиться с травмой своим детям, вы можете обратиться за помощью к психологу, который вам поможет справиться и с вашими проблемами.

Младший подростковый возраст

    Мир подростков расширяется неимоверно. Огромную роль в нем начинают играть сверстники. Ведущая деятельность – интимно личностное общение, но, добавим, это общение – не просто общение один на один. Его специфика в том, что оно осуществляется в группе сверстников. Подросток осваивает отношения взрослого мира. Он уже в общем-то почти готов войти во взрослый мир. И некоторые экстремальные ситуации заставляют его это делать. И все нарушения, которые встречаются у взрослых, встречаются и у подростков.

    У подростков могут выступать следующие особенности после травмы: самоизоляция от окружающих; неспособность вступать во взаимоотношения; чрезмерное подражание окружающим; зависимость от чужого мнения и указаний; агрессивные поведение, отношения или поступки; возбужденность, суетливость или невозможность сосредоточиться на чем-либо одном; крайняя степень подавленности; отсутствие реакции на окружающее, доходящее до степени полной неподвижности (кататонии); капризность или частые колебания настроения и поведения от одной крайности к другой; функциональные расстройства самочувствия (например, частые головные боли, расстройства пищеварения, напряжение глаз), вызванные стрессом; расстройства сна; галлюцинации; ложные зрительные или слуховые образы; ненормальная (параноидная) недоверчивость; идеи угрозы со стороны окружающих; попытки самоубийства.

    У подростков также отмечаются различные соматические жалобы, по результатам медицинских осмотров не имеющие органической природы.

    Для младших подростков после сексуального насилия характерно то же, что и для детей младшего школьного возраста, а также депрессия, чувство потери ощущений; в поведении отмечаются изоляция, манипулирование другими детьми с целью получения сексуального удовлетворения, противоречивое по-ведение.

    В этом возрасте психические расстройства могут носить устойчивый характер. Это тревожно-фобические, депрессивные, истероподобные, вегетативно-сосудистые нарушения, можно встретить психосоматические расстройства, часто встречается.

Что делать взрослым

    Постарайтесь обсудить с ребенком то, что случилось. Слушайте, даже если вас раздражают или пугают слова вашего ребенка. Уважайте его мнение. При этом, выражая свое несогласие с чем-то, делайте это очень тактично. Говорите о собственных чувствах. Объясняйте ребенку, что его переживания, самые сильные или странные чувства и реакции нормальны (даже если это энурез). Подростку может быть нужно иногда побыть одному. Говорите не только о настоящем, но и о будущем. Распознавайте страхи и тревоги ребенка. Обсуждайте их. Выражая свое сочувствие и понимание, в то же время помните, что очень часто после травмирующего события мир подростка превращается в хаос. И очень важно ввести в него четкую структуру. То есть подростку реально требуются достаточно жесткие границы.

    Школа – нормальная часть жизни подростка. Поэтому не позволяйте подростку долгое время пропускать занятия. Хорошо, если в школе найдется «понимающий человек» или «безопасное место», куда при необходимости сможет пойти подросток, если вдруг ему станет страшно, тоскливо и т. д., где он сможет какое-то время побыть, пока не справится со своими чувствами. (Это может быть кабинет медсестры, психолога или место рядом с охранником.)

    Пожалуй, именно при психологической травме у подростков чаще всего может понадобиться консультация специалиста. Не стесняйтесь и не бойтесь обращаться за консультацией. Причем в первый раз лучше прийти без подростка, потому что многие подростки очень не любят оказываться в ситуации, когда о них говорят.

Старший подростковый возраст

    Для старшего подросткового возраста характерны все те же нарушения, что и для взрослых, причем, пожалуй, в большей мере.

    Подростковый возраст обычно считается периодом стрессов. Уязвимость для стрессов объясняют изменениями, связанными с ростом, такими как половая зрелость, пересмотр социальных ролей, когнитивное развитие, школьные изменения, переход к половой жизни и уроки отделения и индивидуализации.

    У старших подростков после сексуального насилия наблюдаются отвращение, стыд, вина, недоверие, амбивалентные чувства по отношению к взрослым, сексуальные нарушения, несформированность социальных ролей и своей роли в семье, чувство собственной ненужности; в поведении отмечаются попытки суицида, уходы из дома, агрессивное поведение, избегание телесной и эмоциональной интимности, непоследовательность и противоречивость поведения.

Что делать взрослым

    Очень важно, чтобы старшие подростки имели возможность обсуждать произошедшее не только со сверстниками, но и со взрослыми. Но нередко в этом возрасте они уже не всегда и не все готовы обсуждать со своими родителями. (Причем даже при очень хороших отношениях подростки могут стесняться о чем-то говорить с родителями или не хотеть их волновать.) В таком случае надо обеспечить подростку возможность обсудить случившееся с кем-то еще из взрослых (родственником, другом родителей или специалистом-психологом). Но помните, что для подростков очень важно и общение со сверстниками, с друзьями.

Горе у детей. Как помочь ребенку, пережившему смерть близкого

    Особенно следует сказать о реакции детей на смерть близких Согласно ряду авторов, младенцы проявляют понимание утраты уже на первом году жизни. После года появляется страх отделения; если в семье кто-то умирает, дети боятся отходить от родителей, и стараются держаться возле них. Но до трех-четырех лет дети испытывают грусть потери, но не понимают, что такое смерть. Но смерть не кажется им постоянной. Уже начиная с 3-х лет у детей есть представления о смерти, но она еще не является для них необратимой. Дети могут знать, что кто-то умер, но пытаться узнать, когда он вернется. Некоторым кажется, что мертвый – это несколько менее живой; в этом их убеждает телевизор: сегодня человек «умер», а завтра они снова видят его на экране живым и здоровым. В возрасте от пяти до десяти лет дети уже понимают, что смерть – это навсегда. Для ребенка 12 – 13 лет смерть родителя чревата громадными проблемами в будущем. У подростков постарше смерть вызывает философские вопросы о смысле жизни. В это время они чувствуют себя бессмертными и неуязвимыми, и жестокая реальность их травмирует. Смерть подрывает у них чувство безопасности. После встречи со смертью подростки часто становятся угрюмыми, импульсивными, склонными к неоправданному риску. Переживание смерти близких – процесс длительный, проходящий ряд этапов. Очень важно не только обсуждать с детьми и подростками их переживания, но и говорить о том, что с ними будет происходить дальше. Подросткам, переживающим горе, очень важно знать, что они не всегда будут себя чувствовать так, как в этот момент, что они еще смогут испытывать радость, веселье, что их жизнь не кончилась.

 

    Помните: у детей есть потенциал для замечательно быстрой поправки и восстановления в ответ на психологическую травму, если предоставлена адекватная поддержка и консультирование. Травмированным детям можно помочь вернуть нормальное детство, если их проблемы быстро распознаются и обеспечивается адекватная помощь.